Добан-кун: «Милый» счетный инструмент в форме человека из доисторической Японии
Эта небольшая глиняная табличка, скорее всего, служила инструментом для проведения ритуалов в двух доисторических каменных кольцах на севере Японии более трех тысячелетий назад. Отверстия использовались для подсчета и были расположены в форме человека.
Добан-кун, что в переводе с японского означает «плоский глиняный человек», имеет высоту 2,3 дюйма (5,8 см), ширину 1,5 дюйма (3,7 см) и весит около 1,7 унции (48,4 грамма). Он был найден рядом с каменными кругами Ōyu, которые были построены культурой Jōmon.
Период Джомон длился примерно с 14000 по 300 год до н. э. Хотя в этот период не было крупномасштабного сельского хозяйства, культура Джомон была в основном оседлой и очень сложной, создавая керамику, украшения, статуи и инструменты из различных природных материалов, таких как камни, кости и оленьи рога.
Согласно данным Центра каменных кругов Ōyu, это место было создано из десятков речных камней около 2000 года до н.э., в поздний период Jōmon. Два больших круга, скорее всего, использовались в ритуалах, способствовавших укреплению социальных связей между окрестными поселениями, а меньшие круги были сделаны для обозначения могил. Расположение камней, напоминающее солнечные часы, говорит о том, что люди Джомона понимали движение солнца.
За последние несколько десятилетий при раскопках каменных кругов было найдено множество небольших глиняных табличек, но Добан-кун уникальна. Исследователи считают, что она была создана как инструмент для счета. Самое большое отверстие, обозначающее рот человека, равно 1; глаза — 2; правая сторона груди — 3; левая сторона — 4; вертикальная линия кругов в центре груди — 5. Круги на затылке обозначают 6.
Также в центре внизу есть отверстие, которое соединяется с отверстием для рта через канал в глиняном теле. Это может означать, что Добан-кун — женская фигурка, Добан-чан («плоская глиняная женщина»).
В любом случае, по данным Центра каменного круга Ōyu, табличка имеет симпатичный вид, что, возможно, было популярным стилем в то время. Однако вопрос о том, является ли Добан-кун образцом кавайи, или «милой культуры», возрастом 3 500 лет, остается открытым.
Это открытие, безусловно, ставит перед нам множество вопросов о жизни и культуре древних японцев. Как именно использовалась Добан-кун в ритуалах? Были ли ей придаваемы особые свойства, возможно, связанные с представлениями о плодородии, охоте или сельском хозяйстве, даже если самого сельского хозяйства еще не существовало? Ведь каждая деталь на этой табличке, от отверстий до формы, могла иметь свое значение, отражающее верования и практики тех времён.
Культура Jōmon, с её уникальными традициями, изысканной керамикой и глубокой взаимосвязью с природой, часто рассматривалась как одна из первых форм цивилизации на архипелаге. Открытие таких артефактов, как Добан-кун, позволяет нам задать вопросы о социальных структурах, особенностях взаимоотношений и философии, существовавших в то время.
Сравнение с современными концепциями «кавайи» тоже не может не вызывать интерес. Является ли присущая тем времени культовая эстетика — всеобъемлющая привязанность к милым и уютным формам — предшественницей сегодняшнего восприятия красоты и элегантности? Это также поднимает вопрос о том, как культурные идеалы развиваются и трансформируются со временем, продолжая оставаться актуальными даже спустя тысячи лет.
Кроме того, табличка может содержать не только функциональные, но и символические аспекты. Важно отметить, что ритуалы общения с духами предков или олицетворёнными силами природы могли использовать подобные артефакты для установления взаимодействия с потусторонним миром.
Так, история Добан-кун становится не просто рассказом о старинной глиняной табличке, а окном в далекое прошлое, позволяющим заглянуть в глубины человеческой культуры, которая, возможно, имела много общего с нашей. Со временем, возможно, откроются новые древние секреты, и каждая новая находка будет вносить лепту в понимание того, как люди в различные эпохи искали связь со своим окружением и друг с другом. Тем самым мы сможем лучше осознать, как опыт предыдущих поколений формировал наш сегодняшний мир.
Добавить комментарий